ТВ Культура, 8 декабря 2020

Ленком Марка Захарова представляет премьеру — пьесу Мольера «Тартюф, или Обманщик»

Несмешная комедия, или «Вечный обманщик». Ленком Марка Захарова представляет премьеру сценической фантазии по мотивам пьесы Мольера — «Тартюф». Автор спектакля, литовский режиссёр Дайнюс Казлаускас, о своей работе говорит: «Мы пытаемся вернуть Тартюфа Мольеру».

На пресс-показе журналистам показали полную, красивую финальную сцену «Тартюфа», в которой происходит развязка пьесы. По крайней мере, все знакомые с произведением французского драматурга, были в этом уверены. Пока не поговорили с режиссером Дайнюсом Казлаускасом и не выяснили обратное.

«У меня вся история идёт сзади. Мы начинаем с финала оригинала. Вот оригинальный финал. Тартюф — вы уже видели, вы сняли — и мы идем в первый день, в первый день, когда этот человек появился. Чтобы понять, ощутить, что случилось, надо это узнать, увидеть, чтобы его осудить. Поэтому вся история у меня идет сзади вперёд», — объяснил режиссёр-постановщик Дайнюс Казлаускас.

Пригласить на постановку в Ленком литовского актера и режиссера Дайнюса Казлаускаса придумал еще Марк Захаров. Необычное сценическое решение, предложенное Казлаускасом, его заинтересовало. Теперь режиссёр увлек за собой и актеров.

«Дайнюс очень эксцентричный человек, он очень наполненный, и меня всегда поражало, как он приходил на репетицию, всегда готовый и всегда на высоком градусе. То есть мы, русские актеры, привыкли так раскачиваться немножко. Приходим — кофеечку... Он позволял выпить кофеек, покурить, но при этом он сразу врывался с какой-то бешеной энергией и заражал. Это, кстати, Марк Анатольевич тоже имел такое свойство — он всегда врывался в аудиторию, в репетиционный зал, всегда был наполнен энергией, и было, что черпать у него», — рассказал актёр Станислав Тикунов.

Главная идея Казлаускаса — приблизить свою постановку к первому варианту пьесы Мольера, не дошедшему до наших дней, об остроте которого можно только догадываться, хотя бы потому, что в итоге он был запрещен. Режиссер уверен, что в центре сюжета был не маленький псевдосвятоша, возжелавший чужой дом и жену, а серьезные религиозные вопросы.

В попытках приблизиться к первому варианту пьесы Казлаускас отказался и от комедийности комедии Мольера.

«Литовская режиссура всегда тяготеет к некоторому концептуализму, но учитывая, что Мольер все-таки писал комедию, мы, как нам завещал Марк Анатольевич, занимаемся своим делом, и исполняем режиссерские весь рисунок, но в душе надеемся, что, если кто-то где-то улыбнется или хихикнет так робко, интеллигентно, у нас это не вызовет разочарования. Только радость. Скупую внутреннюю европейскую радость», — отметил народный артист России Иван Агапов.

Из-за ограничений, связанных с пандемией, чистого времени на репетиции было неполный месяц. В этом — дополнительный вызов для актеров и режиссера.

«Для нас это премьера одна из первых после ухода Марка Захарова, для нас это очень ответственно. Хотелось бы чтобы мы достойно выходили на сцену, зная, что мы воспитанники великого Мастера», — призналась заслуженная артистка России Анна Якунина.

Назад