Московская правда, 8 февраля 2023

Восемь снов в «Ленкоме Марка Захарова»

Театр «Ленком Марка Захарова» порадовал поклонников премьерой спектакля «Бег» в постановке народного артиста России Александра Лазарева.

Бывает так, что достойный режиссер незаметно для окружающих вырастает из хорошего актера в недрах собственного театра. Невероятная по мощи постановка одного из ведущих актеров «Ленкома», народного артиста России Александра Лазарева «Бег» поразила зрителей своей пронзительностью, актуальностью и, что самое главное — зрелостью режиссуры.

Когда-то Андрей Гончаров, ставя «Бег» в театре им. Маяковского, использовал для оформления сцены метафору — оклад иконы, из которого была вынута сама икона. Потеря Бога означает «бег на месте». И, в определенном смысле, это есть суть пьесы Михаила Булгакова.

Имя Гончарова вспомнилось не случайно. В том легендарном спектакле «Бег» играли родители Александра Лазарева-младшего — блистательные артисты Светлана Владимировна Немоляева и Александр Сергеевич Лазарев. Для их сына спектакль стал театральным потрясением, которое определяет дальнейшую судьбу: Саша Лазарев задумался о том, чтобы связать свою жизнь с театром.

Герои премьерного ленкомовского спектакля «Бег» бегут через зной, холод и пьяный угар. Бегут непонятно куда через все препятствия с потерей человеческого достоинства. Тема потери достоинства человека, бегущего от своей Родины, от самого себя, оказалась сегодня чрезвычайно востребованной и интересующей зал.

«Уж сколько их упало в эту бездну…»

И тот факт, что репетиции спектакля начались задолго до нынешних политических событий, перекликающихся с булгаковскими, только подчеркивает способность режиссера Лазарева уловить пульс времени. Этим редким свойством в полной мере обладал великий Марк Анатольевич Захаров, за что зрители, собственно, всегда и любили остросоциальный «Ленком».

Булгаковский текст, написанный почти сто лет назад, сегодня бьет зрителя не в бровь, а в глаз. При сем, режиссер ведь ничего не добавлял от себя, полностью сохранив историчность произведения, события которого разворачиваются в 1920 — 1921 годах.

При постановке «Бега» Александру Лазареву нужно было определиться – чьи, собственно, «сны» увидит зритель? Перед нами проносятся восемь снов сына профессора-идеалиста из Петербурга Сергея Голубкова и молодой петербургской дамы Серафимы Корзухиной — двух людей, в итоге спасенных любовью. Режиссер показал путь героев к самим себе, путь на родину, и кошмары их «бега» сквозь метели и тьму чужбины.

Действие спектакля разворачивается во время Гражданской войны. Война тесно переплела судьбы вероломного «товарища министра торговли» Корзухина (Андрей Леонов), его беззащитной жены Серафимы, брошенной мужем на произвол судьбы (Ясмин Мамаева), приват-доцента Голубкова, влюбившегося в Серафиму (Алексей Поляков), белого генерала Чарноты (Максим Аверин), жестокого и несчастного командующего фронтом Романа Хлудова (Игорь Миркурбанов). У каждого из героев — своя боль, свои взгляды, свои «скелеты в шкафу».

Зрители оказываются в эпицентре событий Крымской эвакуации. Спектакль начинается с монастырской сцены. Возвышающаяся в храме статуя Богородицы (сценография Ольги Никитиной) верующими людьми воспринимается как символ надежды и покрова над героями, а неверующими — как отвлеченная скульптура, до которой в годину лихолетия никому нет дела. Сам жанр спектакля в чем-то тяготеет к библейской притче: Булгаков довольно часто устами персонажей цитирует Библию. Да и само бегство –действо древнейшее, отраженное в священном писании: люди всегда «бежали» туда, где, как им казалось, будет лучше.

Сны, через которые продираются герои, существенно отличаются друг от друга по внешнему облику (и сценографии). Смена сновидений происходит посредством появления на переднем плане светового занавеса — покрывала над островками памяти героев (художник по свету Евгений Виноградов). По лучам, создающим завесу, плывут очертания облаков, что происходит за ними, мы не видим. Но вот пелена спадает, и подмостки превращаются в очередной кошмар.

Одним из таковых является сцена допроса в контрразведке Сергея Голубкова. Пространство залито алым цветом, словно на полотнах окончательно сбрендивших последователей Малевича. Красный этот свет наискось прорезает луч – словно игла для пыток. Страх прикосновения «иглы» заставляет героя подписать донос на любимую и отречься от нее.

Накал страстей доходит до предела и в сцене-сне, где генерал Чарнота спасает Серафиму из рук контрразведки. После чего все бегут куда глаза глядят. Вместе с остатками белой армии герои оказываются в душном Константинополе, бедствуя, тоскуя о Петербурге и снеге Караванной улицы.

Но до Родины — ох, как далеко! А на чужбине предстоит познать все прелести жизни изгоев. Булгаков не случайно вводит в ткань произведения символичную сцену тараканьих бегов. Александр Лазарев великолепно решает ее с помощью образного пластического танца (хореограф Михаил Колегов). Люди, как тараканы, бегут, задыхаясь, то вырываясь вперед, то отставая, каждый по своей дорожке. Им невдомек, что за ними наблюдают незримые кукловоды-наездники.

Запоминается в Константинопольских сценах роскошная и шумная восточная толпа с ее вечным базаром и характерными атрибутами. Мелькают то там, то здесь уже знакомые лица персонажей, перебравшихся разными путями на турецкий берег. Всех их объединяет то, что они здесь никому не нужны, не могут найти приложения ни собственным силам, ни талантам. Эмигранты вынуждены влачить жалкое существование.

Драматично складывается судьба героев и в следующем сне – в Париже. Правда, тут некоторым все же улыбается удача, а Серафима вместе с Голубковым решают вернуться на родину.

В спектакле особо выделяются четыре великолепных персонажа.

Первый — это Роман Хлудов в исполнении Игоря Миркурбанова. Актер делает своего героя сильным, умным, жестким офицером, понимающим, что война проиграна. Честь не позволяет ему сложить оружие. Он должен делать свое дело, пресекать саботажи, отдавать приказы, вешать тех, кто мешает исполнять долг. Он насквозь видит людей, в том числе и белого главнокомандующего (Сергей Пиотровский), точно зная, что в переданном им конверте находится приказ об отступлении. Во второй части постановки Хлудов – уже психически больной человек, которому мерещится бунтующий, безвинно повешенный им вестовой Крапилин (Александр Карнаушкин), смело высказавший Хлудову правду в лицо. Хлудов искренен в своих трагических заблуждениях и тем интересен.

Второй персонаж, сразу обращающий на себя внимание — генерал Чарнота в блистательном исполнении Максима Аверина, который наконец, оказался на сцене своего любимого «Ленкома». Его Чарнота из храброго боевого генерала, чью грудь украшали боевые награды, в эмиграции становится жалким торговцем-лоточником. Именно про таких был написан знаменитый белогвардейский романс:

«Где патрон, что себе оставляли,
Где «Георгий», что красил вам грудь?
Не в Париже ль его промотали,
Чтобы в пьяном угаре заснуть?
Знаю, что по душе, что вам ближе,
Но помочь вам, увы, не могу.
Вам бы крест промотать не в Париже,
А сменять на дубовый в Крыму».

Чарнота действительно попадает в Париж, проигравшись в Константинополе, выигрывает здесь в карты огромную сумму денег. Дальше его след теряется. Но мы знаем судьбу прототипа этого персонажа, георгиевского кавалера, генерал-лейтенанта Сергея Георгиевича Улагая, в Париже создавшего казачью цирковую труппу верховых наездников (чем и зарабатывал на жизнь). Умер он в Марселе, прах его перезахоронен на Сент-Женевьев-де-Буа. А на могиле написано «Вѣчная слава Русскому Воину».

Герой Максима Аверина в Париже встречается со своей походной женой Люськой (Анна Якунина) — еще один персонаж спектакля, достойный восхищения. У героини Якуниной всего несколько сцен, но благодаря таланту артистки перед нами за короткое время разворачивается драма жизни ее героини. Влюбленная по уши в дерзкого Чарноту, бедная женщина так устает биться за свое счастье, что соглашается на брак с недалеким, подлым, но богатым Корзухиным.

Выше всяких похвал в этом спектакле и работа Андрея Леонова, играющего этого самого Корзухина. Природное обаяние Андрея Евгеньевича удивительным образом работает на яркий образ, придавая персонажу дополнительный объем. Корзухин в исполнении Леонова – мелочный, бесчестный, корыстный, трусливый человек, при всем том вызывающий у зрителя острое чувство жалости.

Самостоятельным героем спектакля является прекрасная и мощная музыка Николая Парфенюка. Атмосфера различных по характеру сцен спектакля во многом создается талантом композитора.

Выразителен финал спектакля, в котором эпиграф произведения «Покойся, кто кончил свой бег» произносят персонажи, стоящие в клубах густого белого дыма, словно в облаках. Они вглядываются в нас, живых, со своей заоблачной выси: извлекли ли мы хоть какой-либо урок из их трагических жизней?

И вспоминаются слова, выбитые на могилах русского кладбища Сент-Женевьев-де-Буа в Париже. Прекрасные, бьющие наотмашь: «Любите Россию. Нет ничего прекрасней нашей России. Мы это знаем, мы спим на чужбине», «Русские, любите Россию всегда, какой она была, какой есть, какая будет. Только тогда вы – русские».

Елена Булова.

Фото к спектаклю «Бег» предоставил «Ленком Марка Захарова»

Источник: https://mospravda.ru/2023/02/08/673108/

Назад


11.09.2024
Литературно-музыкальный вечер «…Чувства добрые я лирой пробуждал»

12.09.2024
Бег