Литературная газета, 22 февраля 2023

Вера и неверия Михаила Булгакова

«Ленком Марка Захарова» начал год с «Бега»

«Бег» в постановке Александра Лазарева-младшего в «Ленкоме Марка Захарова» заставляет задуматься о многом. Казалось, пьеса Булгакова считается сложной. Всё-таки сны, да ещё и восемь. Да, вариантов русская сцена знала немало. Как найти свой, убедительный? Молва гласит, что режиссёр-постановщик в детстве и юности был крайне впечатлён спектаклем со своим выдающимся отцом в главной роли. Однако о цитатности, даже малейшей, не может быть и речи. Поиск новизны в каноне – вот главное для этой постановки.

В «Беге» перед режиссёром встаёт несколько проблем. Первая – кого сделать важнее – Хлудова или Чарноту. Лазарев сильно отделяет их друг от друга, не позволяет друг другу мешать. Не составляет между их образами конфликта. И Максим Аверин (Чарнота), и Игорь Миркурбанов (Хлудов) блестяще осуществляют этот замысел. Чарнота словно передаёт весь трагизм Хлудову, оставаясь лишь в гротескном своём обличье, переходя из него не в трагедию, в неожиданную серьёзность. Хлудов же от первого появления, брутального, демонического, в окружении дозора, до почти инсультного завывания в конце – весь оголённый нерв, трагедия воли и ума в неподходящих обстоятельствах. Миркурбанов – артист с огромным инструментарием и тут применяет его в полную силу.

Вторая проблема – как решить две знаменитые сцены: тараканьи бега и отыгрыш Корзухина в карты. Лазарев тут не гонится за новизной. И правильно делает. Ставка делается на не истерику, а на сценографию. Внимание переключается на второстепенных персонажей, в бегах на тараканьего царя Артура Артуровича, а в парижской сцене – на великолепного Андрея Леонова в роли Корзухина.

Тема любви Голубкова и Корзухиной тоже всегда сложна в интерпретации. Смею предположить, что Булгаков закладывал тут идею слабости, бессилия, бесстрастности, повышенной театральности. И Александр Лазарев эту задумку драматурга считывает. В спектакле она идёт нежным контрапунктом, чувства теряются в бурях Гражданской войны и эмиграции, и в счастливый конец их отношений не веришь.

Михаил Булгаков до сих пор остаётся фигурой весьма загадочной. Как он по-настоящему относился к Белой армии, симпатизировал ей или нет? Лазарев играет в игру угадывания и достигает в этой игре если не победы, то ощутимого результата. Скорее всего, Булгаков не простил Белой армии её слабости и поражения. И если в СССР это могли трактовать как констатацию морального краха, автор скрывал тут другое: обиду, боль, раздражение. И Игорь Миркурбанов в образе Хлудова точно окрашивает весь рисунок роли именно в такой цвет. Колосс на глиняных ногах! Не месседж ли это в наше время?

Ещё одна загадка спектакля. Как нам искать решение? Как Хлудов, казнями в контрразведке, как Чарнота, отчаянным фарсом и смирением, или же погрузиться в поиски идеальной любви, которая укрывает всё? Вот о чём этот значимый для этого театрального сезона спектакль.

Максим Замшев

Источник: https://lgz.ru/article/-7-6872-22-02-2023/vera-i-neveriya-mikhaila-bulgakova/

Назад


11.09.2024
Литературно-музыкальный вечер «…Чувства добрые я лирой пробуждал»

12.09.2024
Бег